ru-RU

Правила вызова скорой помощи

Служба скорой  медицинской помощи является наиболее важным звеном догоспитального лечения в силу своей мобильности и доступности для взрослого и детского населения. Оказание скорой медицинской помощи в Республике Казахстан  входит в гарантированный объем бесплатной медицинской помощи, согласно Постановлению Правительства Республики Казахстан от 16 октября 2020 года № 672  «Об утверждении перечня гарантированного объема бесплатной медицинской помощи».  Бригады СМП выезжают на вызов при любых угрожающих здоровью и жизни состояниях, несчастных состояниях и внезапных острых тяжелых заболеваниях,  как на месте происшествия, так и в пути следования.

В г. Петропавловск скорая медицинская помощь  населению оказывается Областным центром скорой медицинской помощи,  населению в районах  СКО - отделениями скорой медицинской помощи районных больниц. 

Основным нормативно-правовым документом, регламентирующим работу догоспитального этапа, является приказ Министерства здравоохранения  Республики Казахстан  от 30 ноября 2020 года № ҚР ДСМ-225/2020 "Об утверждении правил оказания скорой медицинской помощи, в том числе с привлечением медицинской авиации". Согласно данному документу все вызовы от населения, поступающие на «103», разделены на 4 категории срочности: вызов 1 категории срочности – состояние пациента, представляющее непосредственную угрозу жизни, требующее оказания немедленной медицинской помощи;                                                                                                                 

вызов 2 категории срочности - состояние пациента, представляющее потенциальную угрозу жизни без оказания медицинской помощи;

Вызов 3 категории срочности - состояние пациента, представляющее потенциальную угрозу для здоровья без оказания помощи;

Вызов 4 категории срочности - состояние пациента, вызванное острым заболеванием или обострением хронического заболевания, без внезапных и выраженных нарушений органов и систем, при отсутствии непосредственной и потенциальной угрозы жизни и здоровью пациента.


Во исполнение  приказа МЗ РК от 30 ноября 2020 года № ҚРДСМ-225/2020 "Об утверждении правил оказания скорой медицинской помощи, в том числе с привлечением медицинской авиации" с  01.04 2018 года в г. Петропавловск вызовы 4 категории срочности передаются для обслуживания бригадам отделений неотложной помощи  организаций  ПМСП, которые работают в круглосуточном режиме. Так,  неотложную помощь в поликлиниках №1, №2, №3 оказывают 2 бригады, в ЧНУ «Денсаулык» - 1 бригада.

В рамках исполнения Дорожной карты оптимизации службы скорой медицинской помощи Северо- Казахстанской области с  01.03.2019года все вызовы «103» по всей Северо-Казахстанской области поступают в Саll-центр единой диспетчерской службы СМП, расположенной на базе Областного центра скорой медицинской помощи. В Саll-центре  все вызовы сортируются диспетчерами и передаются бригадам СМП, бригадам СМП при ПМСП  и бригадам районных больниц. Также здесь  проводится оперативный контроль работы всех выездных бригад, ведется аудиозапись поступающих звонков на «103», оказание консультативной помощи сотрудникам выездных бригад и населению при возникновении экстренных ситуаций. Здесь же  находится круглосуточный  телефон доверия  службы скорой медицинской помощи для населения: 8(7152) 46-00-08; 103.

Экстренная и неотложная психиатрическая помощь в г. Петропавловск оказывается бригадой Центра психического здоровья, телефон: 46-42-30.

Время обработки вызова  с момента его получения диспетчером ССМП до передачи для обслуживания бригаде СМП составляет 5 минут, в течение которого проводится сортировка по категориям срочности.

Время прибытия бригад  СМП до места нахождения пациента с момента получения вызова от диспетчера:

1 категория- до 10 минут;

2 категория- до 15 минут;

3 категория- до 30 минут;

4 категория- до 60 минут.

При вызове бригады скорой медицинской помощи необходимо сообщить:

- повод к вызову СМП;

-ФИО пациента/пострадавшего;

- возраст пациента/пострадавшего;

- пол пациента/пострадавшего;

- адрес пациента, (места происшествия) с обязательным указанием ориентировочных данных по проезду к месту нахождения пациента (код двери подъезда, порядковый номер подъезда, этаж, дополнительные ориентиры при отсутствии информации по точности адреса);

- ответить на дополнительные вопросы, задаваемые диспетчером.

Категории срочности определяются диспетчером «103» в зависимости от повода вызова, поэтому важным моментом является  лицу, вызывающему бригаду СМП, предоставить  достоверную, максимально четкую информацию по обстоятельствам вызова к пациенту/пострадавшему, также важно конкретно отвечать на задаваемые диспетчером вопросы, необходимые для уточнения  категории срочности вызова.  


Это требуется для  определения профиля направляемой бригады и своевременного прибытия на вызов, чтобы исключить потерю времени на поиск адреса и больного.


По возможности, встретить бригаду на улице, у ворот или подъезда. До приезда бригады  СМП необходимо выполнить данные диспетчером рекомендации, обеспечить свободный доступ к больному, убрать домашних животных.


При необходимости граждане и представители органов внутренних дел обязаны оказывать содействие и возможную помощь больному и пострадавшему, а также бригадам скорой медицинской помощи.

 

В каких случаях Вам возможен отказ в вызове бригады СМП:

  1. Освидетельствование и составление акта смерти;
  2. Доставка пациентов из стационаров домой;
  3. Проведение судебно-наркологической, судебно-медицинской, судебно-психиатрической экспертизы;
  4. Необходимости выполнения диагностических и лечебных процедур, назначенных медицинскими организациями;
  5. Оказания консультативной помощи в стационарах;
  6. Оказания помощи непосредственно в организациях ПМСП в рабочие часы, в медицинских организациях, оказывающих стационарную помощь в ситуациях, когда отсутствует угроза жизни пациенту и в медицинских организациях имеются необходимые условия для оказания квалифицированной медицинской помощи;
  7. При невозможности оформления вызова - отсутствует точная информация по местонахождению пациента/пострадавшего (нет адреса и каких-либо дополнительных координат);
  8. Госпитализация пациентов в плановом порядке по направлению организаций ПМСП.

 

Лица, допустившие необоснованные вызовы бригад СМП и сообщившие намеренно ложные данные, привлекаются к ответственности, в соответствии с существующим законодательством в административном порядке, согласно Кодексу  РК «Об административных правонарушениях», статья 334-«Заведомо ложный вызов специальных служб».

 

 

 

Скорая помощь вызывается в следующих случаях:

  1. Несчастные случаи, травмы или отравления.
  2. Обострение заболеваний, способное причинить серьезный вред жизни и здоровью больного или окружающим его людям.
  3. Роды или осложнения течения беременности.

Незамедлительно обращайтесь в службу скорой медицинской помощи (ССМП).

Примечание: кроме этого, по обращению специалистов первичной медико-санитарной помощи, сотрудники ССМП осуществляют транспортировку пациентов, нуждающихся в экстренной госпитализации.

Скорая медицинская помощь гражданам Республики Казахстан, иностранцам и без гражданства, находящимся на ее территории, оказывается бесплатно.

Специалисты службы СМП не выезжают:

  1. На дом к больному, не нуждающемуся в экстренной медицинской помощи в часы работы амбулаторно-поликлинических организаций.
  2. На выполнение процедур, назначенных лечащим врачом (внутривенные, внутримышечные, подкожные инъекции, определение сахара крови и т.д.)
  3. На перевозку плановых больных, не нуждающихся в экстренной госпитализации.
  4. На проведение судебно-наркологоческих и других видах медицинских экспертиз.
  5. На оказание консультативной помощи медицинским организациям.
  6. На доставку больных домой из стационара.
  7. На освидетельствование случаев летальных исходов.

Примечание: кроме того, специалисты службы скорой медицинской помощи не выдают судебно-медицинские заключения, акты освидетельствования алкогольного опьянения, листы нетрудоспособности и справки.

Обращаясь в службу скорой медицинской помощи звонящий должен соблюдать ряд правил:

 

Правило №1

Звонящий должен сообщить точный адрес больного, код входной двери, а также объяснить, как легче всего подъехать к дому. Кроме этого, необходимо как можно точнее ответить на все вопросы о пациенте, задаваемые сотрудником службы скорой медицинской помощи. Потому что от этого зависит быстрота приезда бригады необходимого профиля (кардиологической, педиатрической, линейной и т.д.).

 

Правило №2

Спустя несколько минут после разговора с диспетчером, одному из находящихся в квартире (если, конечно, позволяет ситуация) следует выйти на улицу и встретить сотрудников «скорой». Особенно подобные действия приветствуются в вечернее и ночное время. Так как, во-первых, они ускоряют прибытие бригады, а, во-вторых, становятся гарантией для сотрудников СМП, среди которых большинство женщин.

 

Правило №3

Сотрудникам «скорой», прибывшим на место происшествия, необходимо создать условия для работы, так как от этого зависит ее эффективность.

В первую очередь следует удалить от больного всех посторонних. Затем четко сформулировать причины, побудившие обратиться в службу скорой медицинской помощи, а также сообщить о жалобах и поведении пациента до приезда бригады СМП.

Кроме этого, если больной страдает хроническими заболеваниями, необходимо заранее приготовить и по приезду передать врачу все имеющиеся на руках документы, в которых фиксируется динамика болезни (поликлиническую амбулаторную карту, выписки из истории болезни, кардиограммы и т.д.).

 

Правило №4

В случае госпитализации пациента его разрешается сопровождать только одному родственнику или знакомому.

Примечание: лица, допустившие необоснованные вызовы бригады скорой медицинской помощи или же сообщившие диспетчеру заведомо ложную информацию, могут быть привлечены к ответственности в соответствии действующим законодательством Республики Казахстан.